Москва не сразу строилась… Прежде всего потому, что для её строительства требовалось много камня. Добывали его неподалёку, в разных районах области, и на радость потомкам до настоящего времени за кольцевой автодорогой сохранилось несколько десятков заброшенных пещер-каменоломен. Раньше в них спускались только увлечённые спелестологи (в отличие от спелеологов они изучают искусственно созданные пещеры), но сейчас это стало массовым хобби и субкультурой для многих людей, желающих провести день под землёй. Как вы не пытайте опытных «подземных жителей», они вам не расскажут о местонахождении большинства пещер. Однажды кто-то выложил в интернет карту Сьяновских каменоломен в Домодедовском районе, с тех пор этот кто-то был предан анафеме в кругах «пещерных людей», а сама пещера стала чем-то вроде жертвы, отданной на растерзание всем желающих опробовать этот вид досуга. Теперь каждые выходные в Сьянах собирается несколько сотен человек, но это не отпугивает всё новых и новых посетителей.
Потратив больше двух часов на стояние в пробках на Каширке и блуждание по окрестным деревням, мы таки бросили брички на обочине и направились вдоль Пахры к заветной дырке в земле.
Пройдя по протоптанной тропинке пару оврагов, натыкаемся на большую поляну, усеянную людьми, смахивающими на завсегдатаев Грушевского фестиваля. Люди жгут костры, пакуют рюкзаки в непромокаемые пакеты, некоторые безудержно бухают. Здесь можно встретить и группы студентов с полными рюкзаками звенящей стеклотары, и семьи с детьми, и вообще людей любого достатка и профессии.
Спуск к автобусной остановке, под которой находится вход «Кошачий лаз» (остальные входы завалены) с недавних пор приветливо усыпан щебёнкой.
Вход в царство Аида укреплён колодезными кольцами, рядом располагается мусорка и импровизированный туалет в яблоневых зарослях. Не торопитесь сразу после спуска кричать «свободно», сначала отползите от лестницы, иначе на вас сверху может прилететь чей-то забрасываемый рюкзак.
Чтобы у вас не возникало иллюзий, сразу поясню: в пещерах кромешная темнота. Для сравнения: слева и далее фотографии сделаны со вспышкой, справа — то как видят окружающий мир все окружающие.
На входе надо обязательно записаться в журнал, чтобы в случае чего, люди знали, что вы ещё находитесь в системе и отправиться вас искать. При выходе также не забудьте отметиться, а то искать вас начнут, когда вы уже будете дома стирать грязную одежду.
Мы дохрена самоуверенные пренебрегли советом, который содержится в каждой статье о пещерах, и полезли без проводника, ориентируясь по карте. Карта (1,85 mb) довольно-таки условная, хоть и подробная, а масштаб вообще похоже на глазок выбран.
Совершив сорокаминутный променад по на первый взгляд совершенно однообразным подземным проходам, останавливаясь и сверяясь с картой на каждой развилке, мы вернулись к той точке, откуда начали свой путь.
У пещерных завсегдатаев достаточно бурная фантазия. Благодаря ей почти у каждого грота появилось своё название, от безобидных Киевская, Центральная, Эллочка, Морковка, Любовь, улица Роз, Зимний дворец,XXIV съезд...
... до таких как грот Хмыря, Маленький Мук, Жопа, Убийство. Вот, к примеру, грот Хуй. А чо?
Пацанский грот Мужской монастырь расписан разнообразными женоненавистническими высказываниями.
Спустя ещё несколько минут неопределённых блужданий, все не сговариваясь подумали, что если так оно пойдёт и дальше, то путешествие наше можно будет назвать провальным. Заблудиться тут можно без особых усилий. В большинстве источников говорится, что суммарная протяжённость Сьян около 27 километров, хотя в других местах эту информацию оспаривают и приводят цифры в «18850 метров по последнему точному пересчёту» или «11 км 900 м по карте Арчера & Аспирина». В любом случае, мало не покажется.
«И тут появилась она...» — как написала бы Дарья Донцова и любой другой не утруждающий себя в поиске оригинальных фраз писака (включая меня в данный момент).
Девушка Юля и её прыткая спутница фокстерьер по кличке АКМка (уменьшительно-ласкательное к автомату Калашникова) — завсегдатаи Сьян. Юля без колебаний и с энтузиазмом решилась проводить нас до главной достопримечательности каменоломен — Аристарха — и вообще показать окрестности, рассказать интересности.
Как сказала хозяйка: «Если бы у собаки был свой фонарик, она бы точно сбежала по своим делам.» А так она старается далеко не отбегать и начинает поскуливать от страха, когда Юля залезает куда-нибудь, куда собаке добраться трудно. Также с собакой можно не бояться, что ночью крысы съедят весь провиант, она им спуску не даёт.
Из-за тех же крыс, продукты обычно подвешивают к потолку, чтобы усложнить им существование. Раньше грызунов здесь не было, появились они только после того, как здесь завелись люди, оставляющие после себя мусор. Многие забрасываются с ночёвкой и проводят в системе по несколько дней, наслаждаясь неспешным течением времени и новыми ощущениями. Кроме лазов, тоннелей и переходов в пещерах имеются гроты, в которых останавливаются спелестологи и их гости. Каждый обустраивает свой грот как может. Это как иметь свой шалаш за домом, у некоторых это детское желание редуцировано, но не утрачено.
Кому-то хватает одного матраса
Кто-то собирает себе стол и стулья из бесконечного строительного материала, валяющегося под ногами, приносит посуду, ненужные дома предметы интерьера, обустраивая свои квадратные метры.
А кому-то и на земле неплохо спится. Главное накатить побольше.
Подземные жители тащат в систему множество на первый взгляд ненужных вещей. Но в действительности, кроме чисто эстетической функции эти вещи становятся своего рода маркерами, позволяющими ориентироваться в однотипных каменных проходах.
Благодаря многим из этих предметов с поверхности, рождается местная топонимика. Остановка «Дети»
Автобусная остановка
Остановка первого вагона — перекрёсток основных штреков, главное место встречи обитателей системы.
Для автономного многодневного существования в Сьянах имеются неплохие условия. Независимо от того, какая погода на улице, под землёй всегда температура около +9 °C. Сезон здесь открывается осенью, закрывается — весной. Зимой-то на улице холодно, в пещерах приятнее, а летом и на свежем воздухе есть чем заняться. Больше всего народа собирается здесь на Новый год.
Влажность воздуха почти стопроцентная. Несколько водокапов снабжают подземных обитателей чистой водой. Конденсат и просачивающиеся грунтовые воды бережно собирают.
И пьют. Для спуска отработанной жидкости предусмотрены туалеты: от совсем простых, до комфортных с бумагой и освежителем воздуха.
Централка (или черепашка) — главная протоптанная дорога, от которой отходят многочисленные ответвления тоннелей. По ней уже успели покататься на роликах, велосипеде и скейте, чтобы остаться в истории. Велосипед, похоже, пришлось протаскивать по частям.
В некоторых частях системы можно спокойно ходить в полный рост и даже прыгать, не доставая до потолка.
Но в большинстве мест всё же приходится ходить полусогнутым
А то и вовсе на четвереньках
Разнообразен и фольклор посетителей пещер. Всем вновь прибывшим показывают хранителя пещер – Аристарха.
Набитый глиной старый комбинезон, и присоединённый к нему человеческий череп.
Долгое время на череп была надета немецкая каска.
Сюда частенько заглядывают посетители и оставляют ему что-нибудь (сигареты, спички, батарейки, конфеты, деньги), чтобы он их защитил от несчастного случая. Появление Аристарха обросло за многие годы огромным количеством легенд, и докопаться до истины уже не представляется возможным.
Также новичкам предлагают пролезть через Щучку (щучий лаз) — узкий и длинный лаз около 10 метров. Говорят, люди проползшие по нему, якобы вспоминают моменты своего нахождения в утробе матери и появления на свет. Я таких интимных подробностей своей биографии не вспомнил, но отчётливо осознал, что подобные упражнения нужно совершать до поедания бутербродов, а не после. В одиночку пробираясь в этом извилистом узком каменном лазе, в темноте и тишине (в пещерах на удивление тихо и нет эха), все глубинные страхи, таящиеся в подсознании, начинают лезть наружу. Стоит задуматься на секунду о том, что ты можешь застрять или что на тебя может обрушиться потолок и шансы на спасение в этом случае равны нулю, как тут же дыхание учащается, в голове бегущей строкой начинает вертеться мысль «нахуя я сюда попёрся?», а потом здравый рассудок говорит, что ты пролез уже половину пути и лезть обратно ногами вперёд будет очень проблематично. Тогда ты плюёшь на инстинкт самосохранения и все свои клаустрофобные позывы и ползёшь вперёд, хохоча в полный голос, потому что вспоминаешь «гимнастику червячка» ебанутого доктора Попова. А потом доползаешь до выхода, разворачиваешься и ползёшь назад, уже без лишних мыслей. На обратном пути охотничья собака АКМка приняла меня за барсука, выбирающегося из норы, и несколько секунд злобно рычала, намереваясь в случае проявления мной агрессии, отгрызть мне нос.
Железная дверь — остатки от бывшей здесь в 1960-х годах сейсмостанции. Многие ударяются об неё головой на ходу. В лучшем случае, страдает налобный фонарик. Желательно под землёй иметь каску, или шапку, смягчающую встречи с рельефным потолком.
Качели, висящие в одном из проходов. Очень по-Линчевски они смотрятся, когда покачивающиеся появляются из темноты в свете твоего фонарика. Если идти в одиночку, можно и ноги ошпарить от страха.
В Большом колоннике проходят самые массовые гульбища и тусовки подземщиков. 5 ноября будет открытие сезона, ожидается адовый наплыв народу, дискотека и пьянка. На фото барная стойка.
Есть даже шест для поул дэнса и стриптиза. Правда, говорят, выступают на нём в основном мужики.
Тронник
Рядом какие-то мистические капища. По легенде, какой-то парень заморочился по возможности путешествия в параллельные миры и стал строить этот гиперболоид. Строил, строил и в один день пропал. Искали его пару лет и безрезультатно. Некоторые даже подумали, что упрямый парнишка своего добился и сейчас где-то борется с морлоками. Реальность оказалась прозаичнее, парень просто ухаживал в деревне за больной бабушкой (а может был на лечении сам).
У каждого частого посетителя Сьян найдётся с десяток историй, которые можно было бы рассказать прямо тут в одном из гротов, за бутылочкой чего-нибудь градусосодержащего при свете свечи.
И про привидение Белого спелеолога и про Двуликую, которые то помогают тем, кто с почтением относится к подземному миру, то заводят людей умирать в опасные штреки.
В гроте Громов, когда мы пришли, отчётливо и приятно пахло свежевыкуренной травой, а собравшиеся философствовали на тему боязни темноты как одного из глубинных страхов человека.
Тут же располагается лаз Карман — узкая карстовая полость, место посвящения начинающих сьяновцев. К ней ведет узкий пролаз, проходимый только в положении ногами вперед, лицом вверх, руки над головой (я умудрился ещё и с фотоаппаратом залезть). Народ обычно собирается здесь по несколько человек, лежат, как шпроты в банке, болтают себе. Рядом находится Курилка — 3 карстовые полости соединенные друг с другом узкими пролазами. Протиснуться сюда сможет не каждый, так что худейте заранее, чтобы не устроить ремейк второй главы книги «Винни-Пух и Все-Все-Все...», в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение.
Когда кто-то из новичков отказывается лезть в эти норы, сьяновские старожилы смотрят на них с таким же недоумением, как жители Плезантвилля на Риз Уизерспун, объясняющую, что такое секс.
А вот и следы весёлого времяпрепровождения заядлых сьяновцев. Я знаю, что многие системщики очень обижаются, когда пишут, дескать все они алкоголики и дебоширы. Не хочу сказать, что все здесь обитающие страшные бухари, но всё же будем честными, народ здесь пьёт в большинстве своём: перед заброской, под землёй, после выхода. Бутылки в мусорках отрицать бессмысленно. Но есть стрейтэйдж хардкор спелестологи, которые в пещерах не пьют и старательно искореняют эту пагубную привычку в системе и мнение об этом в интернетах. Правда большинство из них сдаётся и просто отправляется в другие пещеры. Знаменитые системы Кисели и Никиты находятся неподалёку, там уже всё более серьёзно.
И тут происки ЗОГа!
Наскальная живопись. Фреска у водокапа Алёнка
С чувством юмора и образным мышлением и большинства местных обитателей всё в порядке
Это уже из разряда современного искусства
Про завсегдатаев пещер стоит рассказать отдельно. При встрече с людьми в системе, все приветствуют друг друга возгласом «Доброго!», полагаю потому как здесь теряется счёт времени, поскольку солнечного света совершенно нет и никто не знает, утро сейчас или вечер. Все называют нас «чайниками», некоторые с нескрываемым превосходством и налётом скепсиса, другие с воодушевлением и дружелюбием.
Субкультура в Сьянах сложилась совершенно особенная, со своим сленгом, кодексом поведения и внешней атрибутикой. Представляются почти все по кличкам, а при встрече с знакомыми в системе, так усердно радуются и остервенело целуются, что начинают напоминать десятиклассников на школьной дискотеке, которые не виделись с шестого урока, после которого они разбежались по домам, переоделись и выпили по банке Ягуара. Своё пребывание в системе они склонны мифологизировать, толкинисты такие же милашки. Все довольно общительны и дружелюбны.
Несколько часов пробегав на полусогнутых ногах по пещерам, набив несколько синяков и изрядно подзаебавшись, мы отправились на выброску. По пути не могли не отметиться со своими трафаретами. Я хотел ещё поиграться с фризлайт фотографиями, но все уже были настолько измочалены, что ничего не хотели.
На улице уже был вечер, а у входа по прежнему отдыхал народ.
Если Вы соберётесь спуститься под землю, то пожалуйста, соблюдайте следующие правила:
- В первый раз лучше идти в выходные, когда в системе много народу и легко найти проводника;
- Лучше, если при себе имеется карта, хотя, как показала практика, полагаться только на неё опрометчиво. Не повторяйте чужие ошибки и не поленитесь попросить кого-нибудь устроить вам ознакомительную экскурсию. Проводника можно поискать заранее на форуме www.caves.ru или здесь же у входа (алкоголь и сигареты могут в этом помочь);
- Обязательно запишитесь в журнал посещений при заброске и вычеркнитесь при выброске, а дома оставьте точное описание, куда вы идёте;
- Помните, что весной, когда повышен уровень грунтовых вод, спуски наиболее опасны;
- Если вы страдаете клаустрофобией и подвержены паническим атакам, то лучше воздержитесь от посещения пещер;
- Имейте при себе минимум 2 источника света. Если основной фонарь погаснет, то без чужой помощи вам будет очень трудно выбраться наружу в полной темноте;
- Одевайте прочную, тёплую одежду, которую вам не жалко запачкать или порвать. Обувь лучше одевать непромокаемую;
- Камни в Сьянах не лучшие стулья. Холодно, грязно, и вообще простатит. Используйте туристические поджопники;
- Не кричите громко в пещерах, не бейте по потолку и не вытаскивайте камни из стен. Если вам понадобится камень — возьмите с пола, там их много;
- Если боитесь заблудиться, можно на каждой развилке класть спичку головкой к выходу. Но не советую особо рассчитывать на этот способ, ибо шутников у нас в стране много;
- Если вы увидите нарисованную лежащую на боку букву «Т», то помните: перекладина показывает направление на выход;
- Если внутренний голос говорит вам, что куда-то идти не стоит, лучше с ним не спорить;
- Уважайте других людей и их труд. Не оставляйте мусор в пещерах и около них. Делайте так, чтобы вам и всем остальным было приятно возвращаться в Сьяны.
Если Вы всё поняли, не боитесь и более того, заинтригованы, то вот как можно добраться до Сьян:
На автомобиле: 33-й км Каширского ш., по основной дороге в сторону Яма, на дер. Новленское, после моста через р. Пахра бросайте машину и вдоль реки идите ко входу в пещеры по протоптанной тропинке. Вход находится между деревнями Новленское и Старосьяново.
На автобусе: От станции метро «Домодедовская» на рейсовом автобусе №439 (ходит от Москвы с 6:35 до 22:15, от Сьян с 6:20 до18:50) или маршрутным такси №439 (от Москвы с 7:20 до 20:30) на юг до реки Пахра в районе Новленского (Новленских Выселок); далее до пещеры пешком 300 м. Обратно в Москву от Сьян можно добраться также автобусом №21 (ходит с 6:20 до 18:50). От остановки пройти через реку по мосту, сразу за ним повернуть вправо, идти по берегу около 300 м, не доходя 200 м до плотины примерно в 70 м от берега в яме обнаружите вход вниз под остановкой.
На электричке: От Москвы с Павелецкого вокзала (или от м.«Варшавская») на электричке до платформы Ленинская (ходит с 4:53 до 00:15). Пешком идти по тротуару на восток, миновать путепровод под дорогой, поселок Ям, дойти мимо кладбища до Новленского. Далее — см. выше.
Внимательно отнеситесь ко всем предостережениям и хорошо подготовьтесь перед тем, как отправиться в пещеры! Несчастные случаи здесь нечасто, но всё же случаются. Уверен, вам не хотелось бы попасть в процент пострадавших. Не знаю, что именно заставляет людей возвращаться сюда снова и снова, год за годом, какие мистические ощущения они переживают, но что-то в этом определённо есть...