Остров Валаам

ноября 10, 2009 11:56 by ChereP

«Научите Вашу душу не только воспринимать, но и впитывать в себя прекрасное»

В. Комиссаржевская.

Все мы любим посетить в отпуск или в выходные различные увеселительные места: будь то заморские страны с непомерным «оллинклюзивом», или клубы, концерты, санатории… проще говоря, предпочитаем отдыхать телом. А о духовном забываем и всё время откладываем на потом, не так ли? Признаться, я из общей массы не выделяюсь, но в этом году мне посчастливилось посетить одно из самых красивых и высокодуховных мест России — Валаамский архипелаг.

Поскольку климат на Валааме довольно суровый и путь к нему лежит через Ладогу, нам дали совет взять с собой тёплые вещи. Мы были там в конце июля и не пожалели, что экипировались по инструкции. Добраться до Валаама можно прямо из Москвы, есть прямые круизы. Но они довольно дорого стоят и займут больше времени. Мы заказали круиз из Питера до Валаама. Стоимость билета разнится в зависимости от категории каюты, но при этом обслуживание и питание у всех одно (кроме «Люксов», конечно). Стоимость путевки на 1 человека от 5 до 7,5 тысяч рублей. Люксы по 30 кусков — ну нах такие дела скажу я вам честно: кормёжка практически та же, только номера повышенной комфортности и что-то там ещё включают в себя мажорское. А ради двух ночей так раскошеливаться… короче каждому своё.

Доехали из Москвы до северной столицы, а теплоход «Кронштадт» уже ждал нас на речном вокзале, что находится на станции метро Пролетарская. Когда мы ступили на палубу, нас  ослепил вспышкой мужик с фотоаппаратом, после чего предложил выкупить фотки по 150 рублей за штуку. Наша каюта находилась на нижней палубе. Лично я испытал дикий восторг, когда взглянул в иллюминатор —  вода была практически у самого края, а когда мы вышли в Ладогу и набрали ход, волны захлёстывали его практически всё время. Создавалось впечатление, что ты на подводной лодке. Так что, если хотите хоть чуть-чуть побыть капитаном Немо  — милости просим на нижнюю палубу.

По ходу отплытия и во время хода по Неве, рупоры на палубе и колонки во внутренней части судна приятным женским голосом развлекали нас рассказами о реке Неве и её истории. Плыть по Неве где-то 3 часа. В  20:00 нас пригласили на ужин. Питание хорошее — по системе советских санаториев — т.е. выбирать вы будете завтрак, обед и ужин из предложенного списка блюд (не пугайтесь, товарищи, всё очень вкусно и выбор хороший). После ужина идёт развлекательная программа на любой вкус: бар с живой музыкой и  дискотека. Я выбрал первый вариант и направился в бар. Цены меня, скажу честно, не порадовали, хотя для круизного лайнера, думаю, вполне приемлемы — за бутылочку «Золотой Бочки «Выдержанной» с вас возьмут 100 рублей. Живая музыка в баре представляет из себя одного парня с гитарой, но всё меняется, когда он начинает играть — делает это он просто восхитительно. Всё вместе: пиво, гитара, спокойная тихая обстановка, — создаёт атмосферу умиротворённости.

Утром, в 7часов, мы прибыли на остров Валаам, позавтракали и, наконец, ступили на святую землю. Правда долго нам там стоять не дали, посадили на метеор, выдали экскурсовода и мы отправились в Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. При подходе к пристани нам рассказали, что до начала XX века существовала монашеская таможенная служба. Она отбирала у паломников табак и спиртное (высыпала и выливала всё изъятое в Ладогу) и оружие (конфисковывалось на время прибытия), потому что земля Валаама святая, её ещё называют Северный Афон. Услышав это, я заметно занервничал, ибо пачка сигарет, купленная на борту, уж больно дорого стоила. К моему счастью оказалось, что сейчас  такого правила нет — на острове живут миряне, да и туристы особой нравственностью не отличаются.

Во время экскурсии по монастырю мы посетили храм, где находятся чудотворные мироточащие иконы. Честно скажу, при одном их виде захватывает дух и одновременно испытываешь чувство умиротворенности, два казалось бы разных по себе чувства сливаются воедино. А после нас ждал концерт мужского хора монастыря. Пение необыкновенное: если закрыть глаза, что собственно я и сделал, ты как будто переносишься далеко-далеко назад, во времена Руси и становления православия на нашей земле.

После экскурсии по монастырю нас отвезли обратно на теплоход к обеду, после которого началась вторая часть экскурсии — пешая пятичасовая прогулка по части острова, на котором находятся монашеские скиты. Мирян в этой части нет, поэтому природа сохранила первозданную красоту. Изначально мне немного подпортила впечатление компания молодёжи, которая явно приехала, чтобы только откровенно побухать. Повезло, что они отделились от нашей группы практически сразу, и уже через несколько минут я полностью (и  физически и духовно) был захвачен природой Валаама. Вся эта первозданная красота заставляет забыть обо всём: о нерешённых проблемах, неприятностях и невзгодах, даже порой голос экскурсовода как будто растворяется в звуках природы.

Я был поражён разнообразием жизни на Валааме — глубина почвы всего 30 см, а на ней растёт такое разнообразие трав и кустарников. А деревья… вековые сосны, ели, дубы, они могучим лесом растут на таком маленьком слое земли, словно доказывая человеку, что никогда не надо сдаваться. Птицы поют как будто оркестром (их кстати на Валааме больше видов, чем во всей Карелии). Очарованный всей этой первозданной красотой, я и не заметил как закончилась пятичасовая прогулка. На подходе к пристани я снова оказался в привычном мне современном мире: группа молодёжи, о которой  рассказывал ранее, купалась в Ладоге уже в дребадан пьяная, а один их них даже не удосужился одеть купальный костюм…

Нам дали ещё 2-3 часа, чтобы купить себе что-нибудь на память, окунуться в Ладогу и подготовиться к отплытию. Оказавшись на теплоходе, я вспомнил, что за весь день не выкурил ни одной сигареты, и только сейчас пагубная привычка дала о себе знать. Вспомнив международное право и то, что судно является территорией государства, которому принадлежит и на нём распространяются его законы, я решил выкурить сигаретку, т.к. «Кронштадт» относился к Питерскому пароходству и законы Святой земли на него не распространялисьSmile Вот так действуют сказочные места Валаама на человека, но только покинув их, он сразу возвращается в привычный ему земной мир.

Отплывали мы под песню хора Валаамского мужского монастыря «О славный остров Валаам», большая стая чаек около часа сопровождала теплоход, и наверное каждый про себя подумал, что ещё обязательно сюда вернётся.