Современное искусство: бизнесмены против художников

сентября 8, 2009 13:22 by joppo

Субодх Гупта «Определённое состояние мира» в Гараже

 

Современное искусство — оно часто такое экспрессивное!
На него лучше не смотреть, если состояние депрессивное.
(Девочки не хотят «Пусть Все Сосут!»)

 

Я припоминаю первую Московскую биеннале современного искусства в 2005 году и впечатление о ней у меня осталось самое положительное. В 2007 году, в строящейся башне «Федерация» на второй биеннале я уже испытывал недоумение и скуку. Заходя на «Винзавод» или в галерею «Гараж» сегодня, я заранее готов зевать и изливать потоки желчи. Мне одному кажется, что современное искусство перестало ставить перед собой какие-либо цели, кроме заработка денег?

Искусство всегда было поводом бесконечных споров. Вкусы у всех разные и о них спорить всё-таки интереснее всего. Я не оканчивал искусствоведческих и культурологических факультетов, не обладаю углублёнными познаниями в этой области, не умею часами любоваться статичными картинами,  не ношу берет, французские  усики и шарф через плечо, и при всём этом я уверен, что никто не должен учиться понимать красоту. Искусство должно быть понятно интуитивно.

Весь нижеследующий текст может охарактеризовать меня не в лучшем свете, но это всего лишь точка зрения и я буду рад её оспорить. Предметом спора выступит современное искусство.

Произведение созданное мной на первой Московской биеннале современного искусства

Начнём с определения. Современным искусством не принято называть какую-то классическую живопись или скульптуру. Даже если ты сегодня утром выстругал новую Венеру из изумительного куска мрамора — это не современное искусство, а искусство с бородой. Современное искусство непременно должно быть выёбистым. Главные слова: перформанс и инсталляция.

Несусветная ебалистика на выставке Машина и Наташа проекта Фабрика

Какой главный критерий оценки произведения? Если почти все сказали, что творение твоё безыдейная хуйня, но нашлась пара очкариков в пальто поносного цвета, джинсах-стрейч и очках в пластмассовой оправе, то это предмет искусства, каким он должен быть. Достаточно подслушать разговоры посетителей выставок, чтобы понять в каком глубоком духовном кризисе мы оказались. Идите на Винзавод (благо бесплатное по большей части), найдите подходящих под описание людей и пройдитесь за ними по галереям, слушая ту ересь, которую они изливают в уши друг другу или присутствующим в их компании ни в чём неповинным людям. Они к месту и не к месту поминают Кандинского, Малевича и Энди Уорхола, употребляют в своих оценках слова экзистенциализм, антиутопия и ретро-футуризм, и чувствуют себя настолько охренительными в этот момент, что сожалеют о недостаточной гибкости тела, мешающей им отсосать у самих себя. Большая концентрация псевдо-интеллектуалов в ограниченном пространстве своё дело делает. Люди в большинстве своём конформисты и если им кто-то говорит, что «это не хуйня, просто это дано понять только избранным», то им будет очень приятно оживлённо поддакнуть и признать это. Путь отрицания слишком тернист.

Несусветная ебалистика на выставке Машина и Наташа проекта Фабрика

Что меня действительно бесит во всём этом, так это желание искусственно создать ареол элитарности вокруг всех этих бестолковых поделок. Большинство нынешних художников, как мне видится, изначально считают своих зрителей тупорылым быдлом, и на все заявления, что их творение не интереснее козьих шариков, томно хихикают и говорят, что это просто не каждому дано понять, а они — художники, они так видят.

Арсений Жиляев, Стандарт, 2009. Ну и что это за нахуй?

Что понимать, если один мудак свалит в кучу пару десятков мусорных вёдер? Привлекло это кого-то к проблеме загрязнения окружающей среды? Или хотя бы заставило вас кинуть бумажку в урну, а не мимо? Выглядит это интересным? Красивым? Заставляет вас задержать на этой куче взгляд дольше, чем на 3 секунды? Да хуй там. Это просто картинки, не несущие никакого смысла, и единственная польза, которую они приносят, заставляют посетительниц в легкомысленно коротких юбках нагибаться, чтобы сфотографировать эту хрень на камеру своего мобильного телефона. Я совсем не против искусства ради картинки, не подумайте. Если что-то выглядит красиво, но по сути совершенно бесполезно, это ведь изумительно. Но до Москвы красивое доезжает редко, чаще его приходится лицезреть в репортажах по зомбоящику или в интернете.

Несусветная ебалистика на выставке Машина и Наташа проекта Фабрика

Экспонаты в галереях теперь, похоже, выставляют умелые маркетологи, а не галеристы. Современное искусство это тренд, это модно, это продаётся. Я не посвящён во все тонкости работы галерей, но по рассказам знакомых, варящихся в этой среде, деньги имеют в выставочном бизнесе значение первостепенное. Для того чтобы выставить своё творение в галерее нужно заплатить круглую сумму. Это ты делаешь с надеждой, что работу эту заметят и купят за сумму с большим диаметром круга. Обычно деньги на выставку дают спонсоры, для которых искусство — это вид капиталовложения. Если художник на которого ты «сделал ставку» продаст пару картин за приличные деньги, то о нём заговорят (продаётся — значит талант), и цены на другие его работы взлетят. На ум приходит аналогия с игрой на бирже акций.

«Интерактивная галерея FIVE» в Центре Современного Искусства М’АРС

Последней выставкой которая мне понравилась безоговорочно была «Интерактивная галерея FIVE» в Центре Современного Искусства М’АРС. Ненавязчиво, занимательно, ярко, интерактивно.

«Интерактивная галерея FIVE» в Центре Современного Искусства М’АРС

Да ещё и жвачки дали на выходе. Я тогда помнится подумал «Какой классный ход, выпустить жевательную резинку с брендом выставки. Мелочь, а приятно.» Попробуйте представить степень моего удивления, когда я узнал, что наоборот, это выставка была промо-акцией для новых жвачек! Бизнес снова победил.

«Интерактивная галерея FIVE» в Центре Современного Искусства М’АРС

Конечно, это не означает, что дела совсем плохи и что интересных работ теперь не сыскать днём с огнём. Просто их мало. Чтобы не быть голословным и не показаться недалёким непроходимым необразованным быдлом, расскажу о тех современных художниках, чьё искусство меня цепляет, радует и интересует.

Дэмиен Хёрст

Дэмиен Хёрст

Работы Дэмиена Хёрста я не считаю исключительно интересными, но в октябре 2008 года Хёрст возглавил рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview; с такой величиной просто нужно быть знакомым.

выставка Хёрста “Requiem” в Pinchuk Art Gallery в Киеве

Когда мы были в Киеве, нам удалось посетить выставку Хёрста “Requiem” в Pinchuk Art Gallery.

Пожалуй, самая известная работа Хёрста 1991 года «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляет собой стеклянный контейнер, заполненный формальдегидом, в котором плавает тело гигантской тигровой акулы.

Хёрст много работает с фауной, используя для создания шокирующих образов насекомых, разделанных свиней, коров и т.д.

В начале 2000-х Хёрст стал известен благодаря своим необычным белым полотнам с разноцветными пятнами одинаковых размеров. Одно из них было отправлено на Марс на британском космическом аппарате и вместе с ним исчезло в конце 2003 года. В целом-то хуйня, конечно.

В 2007 году Хёрст стал самым дорогим художником мира, продав на аукционе Sotheby's свою работу «Весенняя колыбельная» 19,3 миллиона долларов, в августе он побил собственный рекорд, продав инкрустированный бриллиантами платиновый череп «Ради любви к Богу» за 100 миллионов долларов. А в сентябре 2008 года Хёрстза два дня продал на аукционе Sotheby's произведений на сумму 206 миллионовдолларов.

 

Вик Муниц

Вик Муниц

Журнал Time назвал его одним из художников-лидеров нового тысячелетия, а New York Times рекомендовала его работы в качестве надёжного антидепрессанта, называя их «идеей, завёрнутой в оболочку из юмора  и сюрприза».

Манифест живущего и творящего в Нью-Йорке бразильца Вика Муница: «Больше нет объектов для съемки. Если хочешь что-то сфотографировать, то сначала создай это!» Для создания своих картин он использует любые нетрадиционные материалы.

Он использует для создания своих работ шоколад, нитки, цветные кусочки глянцевых журналов, песок, бриллианты, чёрную икру, землю,— всё, что другие назвали бы мусором, в его руках становятся произведениями искусства. 

Из всего этого он делает копии известных картин или создаёт шедевры по собственным эскизам. Каждая работа делается с тонким расчётом теней и пропорций, на некоторые проекты уходит по несколько месяцев.

Вне зависимости от использованного материала, размеров и трудоемкости работы, после того, как инсталляции сфотографированы, они уничтожаются, чтобы никто не смог сфотографировать их снова — самостоятельной ценности для художника они непредставляют. 

Идея не нова, конечно, но реализация просто мастерская.

 

 Давид Черны

Давид Черны

Все кто были в Чехии знают имя этого человека (а если не знают, то хуй знает в какой Чехии они были). Работы Черны без ложного пафоса можно назвать провокационными и скандальными. И что самое приятное, чешские власти способствуют распространению его трудов, а не запрещают, как это непременно случилось бы, живи Давид в России.

Известность Черны принёс его перформанс в 1991 году: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет памятник советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов,— танк ИС-2 в парке в районе Смихов. Танк этот часто ассоциировался у чехов со вторжением стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Черны был арестован за хулиганство, танк перекрасили обратно в зелёный, однако через 10 дней 15 членов чешского парламента опять покрасили танк в розовый цвет. Депутатов никто арестовывать не стал, Черны отпустили, а памятник демонтировали. Черны заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34-85, который участвовал в операции по освобождению Праги, а не ИС-2, который в тех боях участия не принимал. В августе 2008 года, в знак протеста против конфликта в Южной Осетии, на месте, где располагался памятник, Черны установил обломок кормы розового советского танка с белой полосой, намекая на отличительную схему окраски советских танков во время «Пражской весны» 1968-го.

Скульптура “Quo Vadis” (Куда идешь?). Автомобиль «Трабант» производства ГДР с человеческими ногами вместо колес был установлен ночью в центре Праги в 1989 году. Скульптура посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены уезжали в Прагу и просили политического убежища в посольстве ФРГ. Позже эта скульптура была установлена у посольства Германии в Праге.

Одной из самых известных работ Давида Черны является скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого коня, подвешенного за ноги. Эта работа символизирует политическое и экономическое фиаско правительства Чехии. «Критика правительства», вдумайтесь и найдите мне работу с таким подтекстом в Москве.

Скульптуры гигантских младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове.

Ещё одна из известных работах Черны — скульптура «Подвешенный человек», изображающая висящего над улицей Зигмунда Фрейда. Символизирует она «Оторванность интеллигенции от простого народа»

Бурю возмущения общественности вызвала работа 2005 г. под названием «Акула», представляющая фигуру связанного полуголого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме с формальдегидом. Композиция завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г. Привет Хёрсту! 

«Piss-Кирпичный завод Гергета», Прага. Две бронзовые фигуры, писающие в воду и выводящие своими струями различные тексты, в том числе и по sms-запросам зрителей.

Футбольная Италия

В 2009 году Чехия стала председателем в ЕС и разместила скульптуру изображающую Евросоюз в здании Евросовета в Брюсселе. Предполагалось, что композиция будет создана 27 художниками из различных стран Европейского содружества, однако, позже выяснилось что в её создании принимал участие только Черны и три его помощника. Композиция “Entropa” представляет собой изображения национального стереотипа каждой из стран ЕС.

Румыния в виде замка графа Дракулы

В частности, Нидерланды были показаны в виде торчащих из воды минаретов, Германия — в виде перекрестка автобанов, напоминающих свастику, а Болгарию олицетворяли «турецкие»унитазы.

Болгария из унитазов

Размещение этой инсталляции вызвало дипломатический скандал: представителям правительства Чехии пришлось извиняться перед Болгарией и другими странами. Сам Черны заявил, что является сторонником евроинтеграции и своей скульптурой лишь проверял чувство юмора.

 

 

Бэнкси

Журнал «Wired» называет его «самым разыскиваемым человеком в мире искусства». Бэнкси — британский уличный художник, личность которого до сих пор хранится в тайне. Благодаря прессе его работы стали широко известны в 2005-2006 годах, а с 2007-го они стали регулярно попадать на крупные аукционы, где пользовались большим успехом.

Ещё один привет Хёрсту! Рекорд стоимости на произведения Бэнкси был установлен в 2008-м, когда одна из его работ была продана за 1,9 миллиона на благотворительном аукционе Sotheby’s RED.

Брэд Питт и Анджелина Джоли в 2007 году приобрели его картины на сумму около 2 миллионов долларов. Другими знаменитыми поклонниками Бэнкси стали Джуд Лоу и Киану Ривз. Общаться с покупателями художник предпочитает через своего агента.

Летом 2008 года британский таблоид The Daily Mail сообщил, что за псевдонимом Бэнкси скрывается 34-летний Робин Ганнингем (Robin Gunningham) из Бристоля. Представители художника отказались комментировать информацию газеты. Бэнкси тщательно скрывает любые факты своей биографии, не относящиеся к творчеству. Отчасти это понятно. За годы своей деятельности Бэнкси разрисовал столько запрещённых мест, что в полиции его давно ждут.

Его талантливые выразительные злободневные граффити обычно выражают протест войне, капитализму, засилью рекламы, угнетениям и т.д.

Бэнкси воспринимает город как альтернативное информационное пространство, и использует его территорию как полотно для высокохудожественной идеологической войны против Системы.

В августе 2006 Бэнкси с приятелем ди-джеем Danger Mouse тайно заменил 500 копий дебютного альбома Paris Hilton в британских магазинах, на диск со своими рисунками и композициями Danger Mouse.

В 2008 году Бэнкси дебютировал в Нью-Йорке в жанре инсталляции: в Гринвич-Виллидж, богемном районе Манхэттена, открылся проект The Village Pet Store and Charcoal Grill, имитирующий зоомагазин На витринах и в клетках «зоомагазина» обитают странные механизированные существа: куриные наггетсы, поклёвывающие соус из пластмассовой тары; рыбные палочки, плавающие в аквариуме; шимпанзе, смотрящая по телевизору сюжет Discovery Channel о спаривании приматов; сосиски-рептилии, ползающие в террариумах. Поскольку проект не содержит граффити, художнику пришлось написать дополнительное пояснение для зрителей: «Если это искусство и его видно с улицы, значит, это уличное искусство».

 

Крысы всегда вдохновляли Бэнкси. Самыми знаменитыми работами были как раз глумливые черно-белые изображения этих грызунов.

В свободное от злободневных перформансов время Бэнкси демонстрировал высокий художественный класс, выпуская стилизации известных картин: пруд Моне, в котором утоплены продуктовые тележки, Мона Лиза с желтым смайликом вместо лица, пасторальный пейзаж XVIII века, оцепленный полицейским заграждением. Поспорив со своей сестрой, что его картина будет висеть в Лувре, он однажды просто принёс и повесил её там. То же самое он проделал в британском музее «Тейт» и в Нью-Йоркском «Метрополитан». Прибавления в экспозиции обычно замечали не сразу. Много фотографий с выставки «Бэнкси против Бристольского музея» есть здесь. Три книги с его фотографиями и иллюстрациями можно скачать по этой ссылке.

С 24 сентября по 25 октября 2009 года в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. Посмотрим, как будут обстоять дела в этот раз. Очень надеюсь, что я ошибаюсь по поводу нисходящего вектора современного искусства. Что вы думаете по этому поводу? Кто из современных художников вам нравится? Откройте мне пару русских имён (действительно стоящих), а то мне кажется в Отчизне с этим делом совсем борода. Может вы сами непризнанный гений? Ссылки на творения тогда давайте, заценим.