Каждый раз, когда я видел анонс очередной военно-исторической реконструкции, я давал себе слово, что обязательно туда поеду, но потом как водится забывал, откладывал, узнавал, что место проведения в диких пердях, и в итоге так ни разу на них и не был. Но в этом году звёзды сошлись в очаровательное созвездие и все факторы провала были нейтрализованы. Лайтово проводив лето, спозаранку первого сентября мы уже выдвинулись к месту исторического сражения русских и французских войск, где в этот день должна была состояться генеральная репетиция реконструкции юбилейной Бородинской битвы, с момента которой, как вы все знаете, прошло ровно 200 лет.
Как только мы узнали, что в воскресенье на шоу будет присутствовать Володя Пукин, сразу решили ехать на день раньше. И как выяснилось позже, наша прозорливость не только сэкономила нам полдня времени из-за отвратительной организации движения, но и погода нас побаловала. На подъездах к деревне Шевардино нас встретила первая колонна воинов.
В этот момент мой внутренний никогда не взрослеющий и ещё не научившийся материться пацан громко сказал «Ух тыыы!» и в таком приподнятом настроении я провёл весь день.
Основная часть участников реконструкции съехалась в Бородино за неделю до главного представления и жила в палаточном лагере.
Ранним субботним утром зрители стали стекаться на поле плац-театра.
Участники подтягивались строевым шагом под бой барабанов и звуки флейты.
Тут проходил смотр клубов.
Проводились строевые занятия пехотных подразделений.
Всё по-серьёзному.
Ну, или не очень.
В реконструкции приняли участие участники 120 исторических клубов.
Из Европы, США и Канады.
Многие участники приезжали семьями.
По словам президента военно-исторического клуба «Гвардейская рота» Ильи Ульянова, подготовка одного кавалериста-участника юбилейной реконструкции Бородинского сражения обходилась в 400-500 тысяч рублей.
А подготовка одного пехотинца примерно в 150 тысяч рублей.
Про артиллерию остаётся только догадываться, но озвученные суммы внушают уважение, ведь деньги реконструкторы тратят свои собственные.
Командирские и прочие звания в среде реконструкторов не выбираются и не разыгрываются по жребию, до них люди реально дослуживаются, участвуя в жизни своих клубов и различных реконструкциях. Это для зрителя подобное действие — театрализованный маскарад, а для реконструкторов это добрая половина жизни!
Медали на реконструкторах как полагается тоже реконструкторские. К примеру, слева висит крест 1812—2002. Его обладатель, похоже, был им награждён за участие в прошлой юбилейной баталии.
Главное чтобы костюмчик сидел.
Все костюмы изгатавливаются вручную, и стоимость некоторых из них достигает нескольких тысяч долларов.
Народное ополчение.
5-й французский кирасирский полк.
Новгородский кирасирский полк.
Донские казаки в повседневных фуражных шапках, которыми мерили фураж — корм для лошадей.
Граничары — обобщенное название основного населения Военной границы Габсбургской империи (сербов и хорватов). Такие полурегулярные формирования вроде наших казаков.
В военной форме нет и не было ничего случайного, каждый её элемент строго функционален. Даже пресловутые косы на головах солдат XVIII века не просто декоративное украшение: вплетенный в косу металлический прут защищал шею и спину солдата от холодного оружия. Но кроме функциональности, военный мундир несет огромную смысловую нагрузку. Особенно ярко это было отражено в дореволюционной России. По мундиру солдата и офицера Русской Императорской Армии можно было определить не только чин владельца и полк, в котором он служила, но и узнать об истории части, о ее боевых традициях. Так белые выпушки на мундирах полков лейб-гвардии Преображенского и Семеновского говорили об участии их в морских походах Петра Великого, надпись на офицерских знаках тех же полков – об их мужестве и стойкости в бою под Нарвой 19 ноября 1900 года, красные отвороты сапог 81 пехотного Апшеронского полка – о том, что полк стоял «по колено в крови» в отражении при Кунерсдорфе 1 августа 1759 года, но так и не отступил, и т.д. Особое место среди таких, заслуженных в боях «форменных отличек», занимают шапки лейб-гвардии Павловского гренадерского полка. Подробнее можете прочитать тут.
Атмосфера происходящего была очень весёлой не смотря на военную дисциплину и прочие реконструкторские условности. Взрослые люди, занимаясь любимым делом, веселятся как дети.
Перед боем было время поболтать по телефону.
Сфотографироваться.
Со всеми желающими.
Реплики старинного оружия — отдельная гордость и тема для обсуждения среди реконструкторов.
В связи с планируемым посещением «высоких лиц» мероприятия реконструкторам запрещали выносить из палаток пистолеты, шомпола и штыки… Объяснить иностранцам такую глупость было невозможно, отечественные участники мероприятия же привыкли и не к такому.
В преддверии реконструкции, под серьёзным давлением администрации Президента, были приняты поправки в отечественное оружейное законодательство с одной лишь целью — упростить иностранцам временный ввоз копий и реплик оружия для участия в реконструкции Бородинской битвы. В результате ожидаемо получились проколы, и иностранцам обеспечили колоссальные проблемы. В реконструкции приняла участие группа друзей моего коллеги из Чехии. Они реконструируют знаменитых Зноймских егерей — подразделение австрийской армии. Егеря — это аналог современных снайперов, со штуцерами в руках они действовали на переднем крае в рассыпном строю. Получив приглашения, а по ним российские визы, егеря уже готовились к перелету в Россию. Им было обещано, что с новым законом проблем с репликами оружия не возникнет. Но не тут-то было, в последний момент выяснилось, что для ввоза всё же требуется специальное разрешение. Министерство культуры в последний момент по срочной просьбе чехов оформило документы, которые были датированы датой их прилета. Эксперты Министерства культуры встретили чехов в аэропорту, помогли оформить документы, и егеря проследовали в лагерь в Бородино. Реконструкция прошла, чехи, посмотрев московские достопримечательности, утром 5 сентября отправились в аэропорт «Внуково», имея при себе полный комплект бумаг на оружие. И тут они познали всю прелесть работы российских должностных лиц: таможня несколько часов не могла принять решения, читая свои же бумаги, выписанные несколько дней назад. Когда таможня дала «добро», за чехов взялась служба авиационной безопасности, потребовав составить специальный акт совместно с представителями линейных органов внутренних дел. В общем, чешские реконструкторы остались в Москве без денег, без билетов, без гостиницы, только со своими штуцерами. А это пожилые люди, которым далеко за 60, энтузиасты своего дела. Понятно, что в Россию они больше никогда не приедут. Вылетели они только на следующий день.
Поскольку содержать собственных лошадей по карману не всем участникам реконструкторских клубов, а иностранные участники не могл привезти с собой из заграницы своих коней, то пришлось их арендовать в близлежащих подмосковных конюшнях.
Лошади, конечно, были не совсем готовы к такому повороту событий. Масса народу, выстрелы и взрывы были для них настоящим стрессом.
«Главное держать строй и не свалиться с коня!» — наставлял своих гусар командир.
Согласно расхожим мифам, со времён войны 1812 года до наших дней остались напоминания и в нашем языке, в виде некоторых ругательств. Самое известное слово — «шваль», от французского «cheval» – лошадь, конь. По одной из версий, поскольку крестьяне не могли обеспечить "гуманитарную помощь" отступающим французам, те часто включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. Поэтому их называли словечком "шваль", в смысле "отрепье". По иной популярной версии слово «шваль» возникло когда французы-оккупанты, занимая русские деревни, требовали у крестьян лошадей. Они кричали «Cheval!», в смысле: «подайте лошадь!». Крестьяне же считали, будто швалью обзывают их и в ответ также стали называть французов. По третьей версии потомственные французские дворяне называли себя «chevalier», по-русски «шевалье» — всадник, рыцарь, кавалер. По старинным правилам дворянин всегда представлялся в момент пленения именно так: титул давал ему возможность остаться в живых, так как представителей знати обычно выкупали. В войне 1812 года французы, попадая в плен, сразу начинали кричать: «Шевалье!». Наши же шутили в ответ: «Опять какая-то ободранная шваль.»
Другое ругательное слово — «шантрапа» — также перекочевало в русский язык в тот период. Cчитается, что некоторые пленные французы вовсе не стремились возвращаться на Родину. После свержения Наполеона во Франции возвращались старые полуфеодальные порядки, а на Руси французскую культуру любили. Пленные охотно становились гувернёрами и воспитателями. Сидя на уже тёплых местах, они экзаменовали крепостных, иногда делая выводы вроде: «chantra pas», что означало «к пению не годен». Русские считали это оскорблением, оттуда и прилипло к этому слову его теперешнее негативное значение.
Ещё одна легенда касается слова «шаромыжник». По окончании войны, отступая, французы молили русских крестьян дать им еды и воды, называя их «cher ami» (фр. «дорогой друг»). Так и родилось созвучное русское ругательство.
Пока последние полки строились на поле, мы решили прогуляться перед генеральной репетицией.
Поддавшись духу реконструкции, даже старый КрАЗ переоделся в Мерседес.
Верстовые столбы в 1812 году демонтировали, чтобы запутать французов.
Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского.
По непонятной причине Бородинский музей в этот день не работал. В субботу по моим данным не работают только люди определённого вероисповедания, а в музеях выходной по понедельникам. И никак уж не должен был быть закрыт именно в дни такого широкомасштабного празднования памятной даты. На сайте музея нашлась отписка «Музей не занимается подготовкой и проведением праздника «День Бородина», видимо обиделись.
Часть бюджета выделенного на праздник ушла на благоустройство территории у памятников. Вместо того, чтобы вырастить красивый газон в Бородине поступили воистину по-армейски, выкопав в близлежащем лесу дёрн с травой и сложив из кусочков разноцветный газонный пазл.
Некоторые решили прогуляться к памятнику Кавалергардам и Конной гвардии, сооруженному ещё в 1912 году. К 100-летию Бородинского сражения на поле битвы было сооружено 33 памятника полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и батареям.
Монументы стоят на тех местах, где в достопамятный день сражения отличились тот или иной полк, дивизия или корпус. Они достаточно хаотично расположены на большой территории, и если вы зададитесь целью увидеть их все, то лучше возьмите с собой велосипед, для перемещения между ними. Расположение монументов можно посмотреть на интерактивной карте.
Причём памятники не только воинам 1812 года, но и участникам сражений времён Великой Отечественной войны.
Окопы времён Второй мировой очень нравились детям.
По узким дорогам желающих катали на каретах, автомобилисты этой забаве были дюже не рады.
Для безопасности нового старого президента, которого ожидали в воскресенье, везде понатыкали рамок металлоискателей, пригнали кучу милиции и перегородили все подходы и подъезды. Всё для людей.
На рынке близ плац-театра продавали различные сувениры и изделия народного промысла. Я хотел прикупить что-нибудь с символикой мероприятия, но к своему удивлению, ничего путного не обнаружил. Лишь какие-то свистульки, бубны, деревянные сабли и прочий не имеющий к мероприятию отношения хлам. Нет бы футболок напечатать, значков. Прикольные картонные киверы, которые я встречал на некоторых отдыхающих, похоже закончились очень быстро.
К 16 часам на поле начали собираться войска.
Тяжёлые орудия приходилось таскать на себе.
А иногда вдобавок к самому орудию ещё и немаленького командира отряда.
Проскакала прекрасная незнакомка на вороном коне.
Павел Тимофеев из Великого Новгорода, исполняющий роль Михаила Кутузова.
Актер Марк Шнайдер в образе Наполеона.
Александр Валькович, президент Международной Военно-исторической Ассоциации. Один из главных организаторов мероприятия.
Последние указания перед боем.
И понеслось!
«Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...» Простите за ожидаемый боян.
Больше всего зрителей будоражили кольца дыма, которые иногда получались при выстреле из пушек.
Такие же кольца умеют пускать скучающие курильщики, но они не пахнут при этом порохом, и диаметр колец у них получается в пару десятков раз меньше.
Пехота выстроилась в каре.
Чтобы не поранить друг друга и не пугать лишний раз лошадей бои кавалерии больше напоминали лёгкие соприкосновения саблями, выглядело достаточно комично. Правила техники безопасности для кавалеристов состоят из десятков пунктов.
20 тонн пороха потратили за два дня реконструкции на пиротехнику, ружейные и артиллерийские заряды.
Поле битвы то и дело заволакивало дымом после выстрелов.
В полуторачасовой реконструкции приняли участие более 3 тысяч человек, около 300 лошадей и чуть менее 50 пушек.
Это, конечно, никак не сравнить с почти двенадцатичасовым грандиозным боем 120-тысячной русской армии и огромной 136-тысячной армады, в которую, помимо французской армии, входило множество подразделений покоренных французами народов. Но для любой реконструкции это небывалое количество участников. Где-то проскакивала информация о некоторых рекордных значениях, но поскольку источников найти не удалось, врать не буду.
Зрителей одетых в соответствии с духом эпохи было едва ли меньше, чем участников на поле.
Самыми многочисленными отрядами на Бородинской реконструкции были отряды ОМОНа и МВД по Московской области.
Рьяно исполняя свой служебный долг, полиционеры кучковались у ленточки, прогоняли всех не журналистов за вторую ленточную линию, снимали происходящее на поле на камеры мобильников и наотрез отказывались присесть или хотя бы снять головные уборы, чтобы они не лезли в кадр.
Высоколобые снобы бубнили, дескать, почему такое внимание приковано к этому сражению, по результатам которого по сути русская армия проиграла, а Москва была сдана французам? Да, мол, для Франции это была пиррова победа, доставшаяся слишком дорогой ценой. Но вот действительно стоило бы праздновать разгром войск Наполеона около реки Березина, который навсегда оставил в французском языке неологизм bérézina (катастрофа).
Но даже если не ввязываться в холиварные историографические прения, стоит помнить, что Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам каждый час на поле погибало 2500 человек. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Неслучайно Наполеон назвал битву под Бородино своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам полководца.
«Павшие в бою» отдыхают на травке, в то время как остальные продолжают сражаться.
Происходящее на поле сражение, честно говоря, выглядело достаточно сумбурно. Возможно я что-то недопонимал в самом ходе битвы, или ход баталии был достаточно условным, или так оно всё и должно выглядеть.
Но минут через двадцать многие уже сполна насладились происходящим на поле, выстрелами и созерцанием проскакивавших изредка мимо всадников.
Кто сопереживал, кто зевал.
Над полем порхал квадрокоптер на пульте управления с камерой.
— To je kamera!
— Ne, to je ruská muha! — шутили чехи, стоявшие рядом.
После дня на солнце у меня лицо загорело примерно как у этого солдата.
Сам праздник посетило около 160 тысяч зрителей. В субботу народу было поменьше.
Финальное построение.
Несмотря на уже привычные косяки с организацией, такие мероприятия очень нужны. И не только как повод выманить людей на свежий воздух, не только чтобы развивать внутренний туризм, но впервую очередь, чтобы приобщать детей к изучению истории своей страны. Они живо интересовались происходящим и кучами облепляли взрослых, которые могли описать происходящее на поле, рассказать кто есть кто в этом разнообразии мундиров и заодно выдать несколько интересных фактов. История, к сожалению, не моя сильная сторона, посему я наряду с детьми жался к образованным в этом плане ораторам, поскольку комментариев из громкоговорителей от организаторов не было слышно совсем.
И огромное спасибо хочется сказать всем людям, подарившим нам этот праздник, которые преодолевая все препоны, тратя своё время, деньги и здоровье, хранят нашу историю и радуют зрителей.