Если вы спросите любого школьника (да чего уж там школьника, у нас после завершения среднего образования большинство людей художественную литературу читать перестают и помнят только произведения прочитанные в промежутке 14-18 лет) на предмет его любимого литературного произведения, то наиболее популярным окажется «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот статистический факт был аксиомой почти всегда, а если кто-то ещё сомневается, то вот вам свежий опрос от Афиши. На минувших выходных выдающемуся писателю исполнилось бы 120 лет, по этому поводу мы решили поучаствовать в праздновании круглой даты в двух музеях его имени.
День и ночь музеев я благополучно переждал дома, поскольку и погода не располагала к прогулкам, и на нездоровый ажиотаж с плохой организацией я имею аллергию. Некоторые люди вспоминают о существовании музеев всего раз в год, выстраиваются в бесчеловечные очереди и захламляют пустыми бутылками всё окружающее пространство, чтобы попотеть среди экспонатов толком ничего не увидев. Я привык посещать музеи без лишней ажитации и толкучки, в удобное и безлюдное время, чего и вам желаю. Но два выходных подряд провести дома было сильнее меня, да и дата больно круглая была, посему к Булгакову на праздник мы-таки вылезли.
Спорить о гениальности Булгакова, думаю, язык повернётся разве что у конченого идиота, а прикоснуться к его славе мечтают и по сей день множество поклонников его таланта. Из этого желания, полагаю, и растут ноги у конфликта между двумя музеями, расположенными в одном доме. Точнее между Государственнм учреждением культуры города Москвы «Музей М. А. Булгакова» и Культурным центром музей «Булгаковский дом». То есть множественное число в названии статьи я выбрал не спроста, как вы понимаете. Ситуация настолько же мистическая и парадоксальная, как и всё творчество виновника торжества. Конкуренция, конечно, выгодна потребителю, но не когда в результате этой конкуренции существование двух музеев оказывается логически необоснованным. Давайте по-порядку.
Начнём с того, что формат дома-музея кого бы то ни было себя давно изжил и заведомо навевает тоску, особенно, когда большинство экспонатов имеет весьма опосредованное отношение к хозяину. Заглянем для начала в Культурный центр музей «Булгаковский дом», на входной лестнице которого и изображены иллюстрации к романам Булгакова.
Обаятельное заведение, не без этого, и люди наверняка здесь работают увлечённые (тортики вот режут, втыкая в них если не 120 свечек, то какое-то большое количество), но в музее нет ничего нового и удивительного, позволяющего как-то по-новому открыть для себя личность Булгакова.
Собрана большая коллекция изданных произведений Михаила Афанасьевича.
Представлены авторские работы по мотивам его произведений.
Есть два «Телефона времени»
Инструкция...
И телефонная книга прилагаются. Экспонат шоу-стоппер, как сейчас модно выражаться.
В картинных рамах на стенах расположены экраны, на которых сменяются слайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем, а также демонстрируются отрывки из фильмов «Собачье сердце», «Бег» и «Иван Васильевич меняет профессию», снятых по мотивам произведений автора.
Памятник Булгакову работы скульптора Натальи Базюк
Макет так и не установленного на расположенных неподалёку Патриарших прудах памятника работы А.И. Рукавишникова
Различные художественные фотоработы
Копия диплома лекаря М.А. Булгакова
Некая почта любви, которая исполняет любые желания
И почтовый ящик для писем мастеру, которая ничего не обещает исполнять
Здесь же располагается буфет «302-бис» на 20 человек
На этом в общем-то и заканчивается что-либо, способное как-то заинтересовать посетителей
Кипа афиш и приглашений на постановки по произведениям Михаила Афанасьевича. Кому-то это кажется чем-то удивительным? Бумажки в большинстве своём годов 90-х, раритетов раз-два и обчёлся.
Набор врача начала XX века. Ну да, ну здорово, но эти предметы являются лишь артефактами времени, в которое жил писатель, и к нему самому отношение имеют лишь ассоциативное.
Без примуса, как вы понимаете, никуда не деться. Главное чтобы фотография поближе лежала.
В обоих музеях встречается швейная машинка Singer, и лишь в одном из них она позиционируется как машинка сестры Булгакова. Даже если оно и так, что это говорит нам о самом авторе?
Пойдём дальше в подъезд №6, на 4 этаж, в знаменитую «нехорошую квартиру» №50, где расположился Государственное учреждение культуры города Москвы «Музей М.А. Булгакова».
Прообразом «Нехорошей квартиры» послужила квартира, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Некоторыми
черты её планировки позаимствованы у квартиры №34 в том
же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г.
Вымышленный номер 302-бис — это зашифрованный номер 10 здания по
формуле 10=(3+2)х2. Квартира №50 запечатлена также в ряде рассказов и
фельетонов: «№13 — Дом Эльпит — Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное
озеро», «Воспоминание…».
Этот подъезд всегда пользовался большой популярностью среди декадентской и неформальной молодёжи, любившей тусоваться здесь и покрывать стены настенной живописью.
Подъезд давно отремонтировали, стены покрасили, даже пытались облагородить авторскими художествами.
Несколько работ пережили ремонт.
Но народное негодование не знало границ и стены вновь покрылись разнокалиберными письменами.
Налицо явное подтверждение теории разбитых окон.
Я всегда говорил, что нарушение общественного порядка порождается в
первую очередь отсутствием этого самого общественного порядка. Девочка
ни в чём не виновата.
Бегемот теперь живёт в музее Булгаковский дом, только при таком
скоплении народа он, вероятно, как и я решил уедениться в своём уютном
углу и на глаза никому не показывался. А может и гулял где-нибудь среди
гостей в обличии толстяка коротышки.
В левом крыле дома, на трех этажах еще в 1904 году было открыто
общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье.
В одной из комнат музея воссоздан примерный вид редакции газеты «Гудок»
В которой в 1920-е годы работали М. Булгаков,
Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В.
Маяковский (чей музей, к слову, о нём и его творчестве посетителям рассказывает гораздо больше).
В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов,
архивные документы, газеты и журналы, фотографии Александра
Родченко.
И всё остальное, что не поместилось в других комнатах
Последняя фабрика, выпускавшая печатные машинки, в этом году прекратила производство новых устройств. Основанная в 1867
году Godrej and Boyce располагается в Мумбаи. На складах компании
осталось лишь 500 штук выпущенных ранее машинок. Спешите приобрести!
Посетителям не обладающим рентгеновским зрением остаётся лишь верить
А на колку дров с ведром!
Опять примус
И победитель в номинации лучший актёр второго плана — бидончик.
На кухне также валяются: какой-то пожарный шлем, утюги...
И куда другого хлама.
Место которому не в музее Булгакова, а где-нибудь в Музее позабытых вещей
На стене на заднем плане фотография одной из соседок Булгакова по шумной
коммунальной квартире, ставшей прообразом одного из его постоянных персонажей –
скандалистки и сплетницы Аннушки-Чумы из «№13-Эльпит-Рабкоммуны»,
«Мастера и Маргариты». В домовой книге за 1924 год Анна Горячева
значится как «безработная, на иждивении мужа», хотя мужа никто никогда не видел.
Зато были сыновья, младшего из которых Аннушка регулярно лупила, с чем
связан вспоминаемый первой любовью Булгакова — Татьяной Лаппа — диалог:
Булгаков: Прекратите истязать ребенка!
Аннушка: Заведите себе своих Шурок и ешьте их тогда с кашей!
Экспозиция посвященная 100-летию доходного дома И.Д. Пигита,
отмечавшемуся в 2004 году, посвящена архитектуре и дизайну дома.
Много вам всё это говорит о Булгакове как о человеке? А как о писателе?
Изумительное описаниес сайта музея. «Этот изящный предмет попал в музей случайно, воспринимался как просто
старинная мебель, и с именем Михаила Афанасьевича никак не связывался.
Но случайно на фотографиях интерьера булгаковской квартиры в Киеве,
на Андреевском спуске, 13 удалось обнаружить точно такой же! Теперь для нас этот диванчик стал значить очень много — это частица
уютного детства Булгакова, фрагмент гостиной с кремовыми шторами
с лампой под абажуром...» Мистика, ни дать ни взять. Дети тоже любят фразы вроде «У меня точно такой же! Только другой...»
Посетителей в этот праздничный день было так много, что они с трудом помещались в комнатках музея.
К накрытому праздничному столу протиснуться удалось не всем.
Кто не помещался, мог купить дилет на театральное представление или сходить на экскурсию.
В чём работники обоих музеев действительно хороши, так это в организации культурных мероприятий. Вокруг Патриарших прудов запустили экскурсионный трамвай.
Да и вообще, полагаю, не зря все эти люди старались устроить действительно яркий и запоминающийся праздник.
Кроме угощений в музеях и музыкально-поэтических номеров во дворе дома, также было торжественное открытие скульптуры Коровьева и Бегемота и фаер-шоу, но мы ушли гулять на Патриаршие пруды.
У Булгакова была потрясающе интересная жизнь, несколько пыльных комнат и ворох бумаг не относящихся к писателю её никак не отражают. Любовь к творчеству Михаила Афанасьевича безусловно похвальна, но полагаю, все были бы в выигрыше, если бы люди перестали тратить деньги и энергию на глупую вражду за желание зваться единственными легитимными последователями гения (мы таких борцов с вами уже встречали) и сконцентрировались на том, чем они изначально решили заниматься: популяризировать труды Булгакова и не зарываться в бытовых отходах.
Оба музея располагаются по адресу: улица Большая Садовая, дом 10.
Часы работы Культурного центра музей «Булгаковский Дом»:
- с 13:00 до 23:00 ежедневно,
- в пятницу и субботу музей работает до 01:00 ночи.
Вход в музей свободный.
Государственное учреждение культуры города Москвы «Музей М. А. Булгакова» работает:
- среда — с 13:00 до 21:00;
- четверг-воскресенье — с 13.00 до 19.00;
- понедельник, вторник — выходные дни.
Стоимость билетов:
-
взрослые граждане — 50 руб.,
-
учащиеся — 30 руб.,
-
пенсионеры и другие льготные категории граждан — 20 руб.
Читайте книги, товарищи!