Золотая медаль школы жизни

апреля 20, 2011 18:40 by joppo

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…

А.С. Пушкин

Я уже рассказывал, как впервые в жизни сделал важный и осознанный выбор, решив срулить из военного университета и упоминал, что имею гуманитарное образование. Чему научил меня университет? Казалось бы, наличие диплома даёт ответ на этот вопрос — определённым профессиональным навыкам. А вот и хер. Единственная важная вещь, которой я научился в университете — осознание того, что любой цели можно добиться разными способами и самый очевидный из них не всегда оказывается самым простым.

Начнём с того, что большинство молодых людей оказываются в тех или иных высших учебных заведениях зачастую по выбору родителей, а не сформировавшегося осознания своих жизненных перспектив и целей. В 16-17 лет, когда вы покидаете стены родной школы, в которой благополучно просиживали штаны 10 лет, перед вами встаёт дилемма: начать самостоятельно зарабатывать деньги и строить свою жизнь как получится или отложить этот процесс стремительного взросления и ещё несколько лет заниматься таким привычным просиживанием штанов, но уже в другом месте с другими людьми и перспективами. Как показывают социологические данные, большинство выбирает второй вариант. Примерно 80% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. В советские времена высшее образование получали только 16% выпускников школ. Сегодня в России эта цифра приближается к 100%. 

Тут появляется второй немаловажный вопрос: куда пойти учиться? Вот скажите мне максимально честно, вы в выпускном классе уже знали, кем хотите работать? Насколько вообще вероятно, что молодой человек на выпускном балу может уверенно сказать «Я хочу быть менеджером по внешней экономической деятельности»? Решение подобных вопросов обычно в семьях решается путём «как родители скажут, так и будет». Во-первых, это обусловлено доминирующей позицией родителей в принятии жизненно важных решений за ребёнка (а зачастую, как мы знаем, в эти решения выливается все нереализованные самими родителями планы и просранные по жизни возможности), подкрепляется же эта ситуация инфантильностью самих выпускников неспособных и не желающих в думать о будущем. Вот и получается, что папка ходит в баню по субботам с одним заведующим кафедрой юриспруденции какого-нибудь Московского государственного института молока, мяса и майонеза и там, в тёплой, дружеской, беструсовой обстановке они договариваются, что в общем-то можно ребёнка пристроить на бюджетное место. Завкафедрой получает какую-то материальную выгоду, ребёнка избавляют от необходимости сложного выбора, родители счастливы — слово «юриспруденция» в дипломе будет выглядеть очень солидно. 

И вроде бы все оказались в выигрыше на данном этапе, но зачастую случается так, что банальная дополнительная пятилетняя отсрочка от армии в стенах вуза не только не идёт на пользу студенту, но и вовсе вступает в диссонанс с его представлением о дальнейшей жизни и занимаемой должности. С каждым годом наш молодой, но уже начинающий в нужных ситуациях включать мозг студент, начинает понимать, что выбор несколько лет назад был сделан неверный и юриспруденция не трогает струны его души, и не предлагает какого-либо вменяемого места работы после завершения обучения. Согласно тем же статистическим данным около 95% выпускников небольших московских вузов не находят работу по специальности, сообщает РИА Новости. Получается, что пять лет учебы улетают в трубу. Речь не идет о выпускниках МГУ, МГТУ им. Баумана, Академии МВД и других крупных вузов, мы говорим обо всех остальных учебных заведениях.

Пропасть между дипломированным специалистом и работодателем огромна. Сейчас практика трудоустройства после окончания вуза существует дай бог в нескольких процентах учебных заведений технического профиля. Химиков из Менделеевского, к примеру, начинают примечать работодатели уже курса с третьего, помогая им в обучении (в том числе материально), потому что эта отрасль заинтересована в получении лучших кадров. Что делать представителям других специальностей, которых ежегодно выпускается как собак нерезаных? Ничего. Врать в резюме и надеяться на лучшее, к примеру, на тот же «банный» протекционизм родителей.

За пять лет обучения в университете в плане профессиональных знаний, умений и навыков я не научился практически ничему, и это нисколько не помешало мне окончить вуз с отличием. Система обучения давно не ставит своей целью подготовить и выпустить высококвалифицированного специалиста в определенной области. Обучение в большинстве случаев идёт в отрыве от практики, а зачастую и вовсе вразрез с ней. Когда устаревшая теоретическая и методологическая база и не обновлявшийся десятилетиями преподавательский состав просто не успевает за развитием окружающего мира, получается так, что студентам с айпадами по старинке читают лекции о «ламповых усилителях».

Система обучения сейчас строится на простой задаче: дать обучаемому необходимый согласно государственным стандартам минимум знаний и проверить степень их усвояемости с помощью тестов, зачётов или экзаменов. Самым очевидным методом успешной сдачи рубежного контроля знаний в данном случае является, конечно, прилежное учение и вызубренные ответы. Но мы же с вами знаем, что жизнь — это нелинейный квест и к решению любых вопросов можно подойти творчески. Преподаватели тоже люди (хотя некоторые из них больше похожи на приспешников Вельзевула), и ничто человеческое им не чуждо, главное к каждому найти правильный подход. Всем знакомы случаи, когда один преподаватель ставит зачёт только в случае стопроцентного посещения его занятий или при наличии всех законспектированных лекций. Во-первых, сложно не задаться вопросом, какими именно логическими доводами они могли бы обосновать свои требования. А во-вторых, вы же просто знали, что по понедельникам вторую пару прогуливать нельзя, потому что на ней отмечают, и попутно на ней переписывали конспекты других предметов. Это помогло вам лучше узнать предмет? Вряд ли. Это научило вас гибкости? Безусловно.

Расскажу вам несколько случаев из собственной практики, как мне удавалось сдать экзамены, не зная о предмете почти ничего. После второго курса я понял, что появление в университете дело не всегда необходимое и затратное, посему предпочитал ходить только на те предметы, которые мне было не скучно изучать. В то же время, свободным посещением меня никто не наградил и на зачёте по философии преподаватель всё же начал листать журнал и заново знакомиться со студентами. Тем, у кого посещение было почти безупречным, он ставил зачёт автоматом. Такого щедрого подарка судьбы я упустить не мог и,  когда преподаватель отлучился по нужде в уборную, с помощью обычной шариковой ручки и прокачанной на +50 наглости просто-напросто исправил свою репутацию в его записях на положительную, доведя данные о своих посещениях занятий до приемлемых. «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, управляет прошлым» Джордж Оруэлл «1984». Как-то так. 

Через год, уже на экзамене, пришлось потрудиться, чтобы проделать тот же финт, но уже с бОльшим количеством участников нелегального процесса. Преподаватель всё никак не отлучался из кабинета, а незаметно похитить его записи со стола было почти нереально. Пришлось разыграть для него целый спектакль, в котором одна экзальтированная девушка на экзамене якобы переволновалась и шлёпнулась в обморок прямо в руки преподаватели. Пока перепуганный профессор оттаскивал её с остальными статистами к окошку, подышать свежим воздухом, мы уже слаженно исправляли наше непосещательное прошлое ради получения отличных оценок. 

И это ещё цветочки. Я люблю литературу, но не люблю когда мне навязывают какое-то мнение о прочитанном. Поэтому я страстно ненавижу Виссариона Григорьевича Белинского и не посещал занятия по литературе в университете, предпочитая им самостоятельно домашнее чтение (ну или кинотеатры со скидками по студенческому). Экзамен по зарубежной литературе удалось сдать достаточно легко: преподаватель любил тетрадки с динозаврами и собирал альбом наклеек с футболистами Panini, а окончательно я его убедил в том, что заслуживаю пятёрки, назвав полное имя Кальдерона. Такие бесполезные вещи я зачем-то запоминаю на всю жизнь. Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо Хименес Мендоса Лопеш. Русскую литературу пришлось сдавать более хитро. Поскольку с преподавательницей мы с самого знакомства не сошлись характерами, поэтому я решил на экзамен не идти, а отправить вместо себя подмену. А кто знает литературу лучше преподавателя литературы? Правильно, другой преподаватель литературы! Так мой бывший классный руководитель и по счастливому стечению обстоятельств учитель русского языка и литературы, согласился ввязаться в эту авантюру, благо и выглядел он совсем как студент, ибо был старше нас (его выпускников) всего на 10 лет. «Я» не просто получил 5, но также был зван работать в студенческую литературную газету, от чего к счастью вежливо отказался. 

Физкультуру все сдавали одинаково. Вереница студентов с позвякивающими непрозрачными пакетами в конце семестра тянулась в спортзал с утра и до вечера. А если против запойного будущего единственного мужчины-физрука выступали его коллеги-дамы, то нам просто предлагалось сдать все нормативы в один присест, что мы с удовольствием и делали, сохраняя тем самым для себя содержимое взяточных пакетов. С коррупцией, кстати, я впервые столкнулся тоже в стенах университета. Милые дамы из деканата за более чем скромную плату в 500 рублей с лёгкостью уладили мои разногласия с преподавателем политологии, когда я не захотел получать заслуженную двойку в семестре за то, что вообще ни разу не был на занятиях. 

В годы моего студенчества интернет ещё был роскошью, а для преподавателей старой закалки и вовсе непонятной бесовской затеей, что сильно облегчило мне подготовку всяческих рефератов и докладов. Про списывание я и вовсе молчу. Самыми интересными для меня под конец обучения были уже не знания по профильным предметам, которые нам преподавали херово, а новые задачи, требующие нестандартного подхода к решению. На последних двух курсах я и вовсе перестал готовиться к экзаменам, проверяя насколько я прокачал умение забалтывать преподавателей на ровном месте. Не прокатило только с преподавательницей психологии, которая раскусила всю мою сущность на раз-два, но к её предмету я как раз-таки подготовился, поскольку он мне был интересен. Стоило мне только признаться, что особенность моей памяти в том, что я способен запомнить лишь то, что мне интересно, она сказала: «Я знаю. Четыре». Но 4 меня не устраивало, поэтому я просто добавил: «Абрахам Маслоу был евреем, ненавидел свою мать и религию», — и она мне поставила 5. В общем, вы поняли мой посыл. Это не алгоритм сдачи экзаменов, потому что на физмате к примеру, такие темы вряд ли прокатят. Я не говорю, что я правильно себя вёл и всем следует забивать на учёбу и потом выискивать пути решения накапливающихся проблем. Это лишь наглядная демонстрация того, что «нормальные герои всегда идут в обход». Битьё головой об стену тоже воспитывает «хватку» и формируют «внутренний стержень», я сдавал и пересдавал экзамены и стандартными общеприемлимыми способами, не подумайте, что я во что бы то ни стало решил все оценки получить через хитрые схемы. Я всего лишь прощупывал реалии жизни и экономил энергию. Да, при желании можно было бы выбрать другой университет и перевестись, но такого желания как раз у меня и не было, а тем более не было уверенности, что в другом месте будет что-то кардинально отличаться.

Университеты и наука в настоящий момент тоже существуют в каких-то разных плоскостях. Это я вам уже говорю как человек на этой неделе защитивший кандидатскую диссертацию (в связи с этим событием и статьи в блоге последние несколько недель появлялись не регулярно). Протекционизм и блат здесь имеют уже более серьёзные масштабы. Получить бюджетное место в аспирантуре не будучи родственником кого-то из профессорского состава — дело чрезвычайно сложное. Если у двух профессоров есть дети-ровесники, претендующие на одно бюджетное место, то по мановению волшебной палочки ректора, в виде исключения, бюджетных мест может стать два. Остальные же аспиранты обучаются обычно на платной основе. И особо не рассчитывайте сдать все кандидатские экзамены и подготовить свою диссертацию за годик-полтора, потому что это никому кроме вас не выгодно. Если уж есть у вас три года на подготовку к защите, то будьте уверены, что, скорее всего, раньше этого времени вас никто и не пустит на защиту. Будете исправно платить за каждый семестр обучения. Привыкнете писать тупые бюрократические отписки и отчёты о своих успехах в написании исследования, научных статей и проведении занятий со студентами. 

Не забывайте, что всё это время вас будут стараться максимально использовать все, кто хоть как-то влияет на вашу судьбу: от научного руководителя до рецензентов, оппонентов и председателя диссертационного совета. В то же время, всем будет абсолютно посрать на вашу судьбу и деятельность. Комплект документов для предоставления в Высшую аттестационную комиссию включал в моём случае 23 пункта! Как вам такой квест? Все отзывы оппонентов, ведущей организации и прочие справки о внедрениях результатов исследования сочинять мне пришлось самому и отдавать на подпись, потому что не то что прочитать диссертацию, даже автореферат из 24 страниц никто не хочет. И уж тем более потом писать на них отзывы. Чтобы спектакль «Процедура защиты» прошёл по запланированному и написанному тобой сценарию, без заминок, этим ленивым людям придётся ещё оплатить их лояльность. Иначе они просто не имеют стимула. Всё это естественно нелегально, но так принято и по-другому просто не делается. Нет денег, нет движения вперёд, нет защиты. Это даже не взятка, все это воспринимают как знак благодарности за помощь таких уважаемых людей. Все, кроме молодых учёных, занимающих и перезанимающих очередные тысячи для распихивания по конвертам. Ну, пусть даже это от тотальной бедности нашей системы образования и от того, что все у нас в стране пытаются максимально использовать малейшие проявления власти для получения выгоды. Простим их. Хотя это я ещё про банкет не сказал, на котором, как выяснилось, принято обязательно пить Hennessy. Откуда блять у бедных преподавателей такие запросы? В общем, когда меня в военкомате тётенька спросила, сколько же стоит сейчас обучение в аспирантуре, я ей сказал, что дешевле было бы военный билет купить, просто уж больно мне хотелось всё сделать по-честному.

Ну а что же с научной деятельностью? А ничего. Работа моя была посвящена изучению субкультуры футбольных фанатов и её влияния на социализацию подростков (Отдельное спасибо за помощь в работе хочу сказать нашему постоянному автору nobody-000, по счастливому стечению обстоятельств мы познакомились в самый подходящий момент). В той же Англии данная тема в науке рассматривается с 80-х годов прошлого века. Изданы десятки книг, учебников, написаны кучи брошюр. Что мы имеем в России? Учебное пособие 2008 года, выпущенное при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга нам говорит: «Футбольные фанаты — субкультура низкого уровня развитости. Поведение ни в какой существенной мере не определяется субкультурными нормами и институтами». У меня вот только один вопрос появляется. Господа, какого хуя? Простейшая арифметика получается — наша наука отстаёт от той же Европы минимум на 30 лет. В диссертационном зале РГБ об околоспортивных субкультурах у нас к сегодняшнему дню все работы можно пересчитать на пальцах одной руки. В колонке Григория Тарасевича в «РР» как-то хорошо было подмечено, что российская наука больше всего страдает от груза ещё не отмерших совковых догматов. Отсюда все эти неперевариваемые словесные нагромождения в названиях научных работ и сами заунывные выбираемые темы, не соответствующие даже третьему сорту свежести, поскольку старые профессора не могут отвечать за то, в чём не разбираются, т.е. за реалии сегодняшнего дня. 

Мне кажется факт налицо: получать диплом ради диплома в настоящее время бессмысленно. Идти учиться стоит не всеми не всему. И образование должно меняться — становиться более гибким и ориентированным на запросы даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Наличие диплома уже давно не является преференцией при приёме на работу, гораздо больше нанимателя интересует наличие у соискателя опыта работы и необходимых навыков, которые в учебных заведениях (кроме профессиональных технических училищ) давно не развивают. Кроме того, история помнит множество успешных предпринимателей и других успешных личностей, не имеющих специального образования, но добившихся в определённых сферах жизни небывалых высот. Образование давно не является показателем ума (я вам пример) и не запускает почти никакие социальные лифты (они в нашей стране основаны на других механизмах).

Нашёл в своём письменном столе старую пожелтевшую бумажку с результатами теста профориентации, который мы проходили по инициативе школьного психолога ещё в 9-м классе. Поле рекомендации: «Профессии сферы «Человек-Человек» - преподаватель, журналист…» Оказывается уже тогда можно было предположить, кем я захочу работать, но для меня лично это было не очевидно, а точнее мне просто ещё было на это посрать, как любому школьнику в этом возрасте. 

Выпускник! Через месяцок ты сдашь ЕГЭ, будешь открывать рот под песню «Куда уходит детство», стоя в последний раз в импровизированном хоре в актовом зале и хихикая над одноклассницами с растекающейся тушью, нажрёшься беспалевно пронесённым на теплоходик «Арбатским», заблюёшь папкин галстук и проспавшись попадёшь в ситуацию описанного в начале статьи выбора. Хоть тебя и будет тошнить от постоянных напоминаний, что теперь пора взрослеть и делать осознанный выбор так же, как от запаха «Арбатского», эти взрослые люди всё-таки в чём-то правы. Ты сам волен распоряжаться своим временем и выбирать на что хочешь его потратить: на то, чтобы получить от него максимум пользы или просто убить несколько лет до очередного момента осознанного выбора, который вновь можно будет переложить на кого-то другого. Хотя, чего я тут ворчу? Нашёлся тоже педагог, сам ведь уже 8 лет от армии скрываюсь в университете, обучаясь специальности по которой не планирую работать.

 Глупость вам к лицу! Всем, всем! Вы самый бездарный возраст!
Радий Петрович Погодин «Дубравка»



 

Комментарии (1) -

21.04.2011 9:49:58 #

Дрон

Зато мы единственная страна в мире, где даже у уборщиц есть высшее образование)))

Дрон