Существует известная легенда о том, что первым в мире товаром со штрихкодом была жевательная резинка Wrigley’sJuicy Fruit. На самом деле, в тележке на демонстрации новой технологии в магазине сети Marsh в городе Троя (штат Огайо, США) 26-го июня 1974 года были и другие товары со штрихкодом, но именно упаковка из 10 жвачек Wrigley’s первой попала в руки кассирши. Одна пачка из той коробки теперь хранится в Национальном музее американской истории.
Штрихкоды были изобретены в США в конце 1940-х годов двумя студентами: Норманом Вудлендом и Бернардом Сильвером, как средство автоматизированной обработки информации о товарах. Взяв за основу азбуку Морзе, Вудленд разработал похожую систему, которую можно было применять к маркировке товаров. В октябре 1952 года Вудленд и Сильвер получили патент на своё изобретение за номером 2612994.
Существенно усовершенствовал технологию штрихкода работник железнодорожной компании «Сильвания» Девид Коллинз. Он создал систему автоматического учета вагонов, нанося на них маркировку, состоящую из полосок разных цветов. Но главное, он модифицировал считывающее устройство штрихкода, используя появившуюся в начале 60-х новую технологию — лазер. Это позволило считывать даже повреждённый штрихкод с большей скоростью и точностью. С начала 80-х штрихкод начал набирать популярность среди владельцев магазинов во всём мире.
Кассиры облегчённо вздохнули, им больше не надо было запоминать цены ходовых товаров и набивать их вручную. Работники складов также оценили преимущества новой технологии по достоинству. Она позволила экономить время и трудозатраты настолько существенно, что в наши дни мы уже не можем представить себе процесс торговли без использования штрихкодов. Эта технология настолько глубоко проникла в нашу жизнь, что даже церковные служащие запаниковали, углядев в череде чёрных и белых полос «число зверя».
Штрихкод совершенствовался многократно. Основной задачей модификаций является увеличение объёма шифруемой информации с уменьшением площади самого кода. Если полосковый штрихкод использует одномерную систему кодирования, то двухмерный расшифровывается в по горизонтали и по вертикали. Перед обычным штрихкодом, у двухмерного есть пара весомых преимуществ: существенно больший объём хранимой информации и возможность восстановления до 30% повреждённых данных.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты Data Matrix, изобретённый в 1989 году, и QR-код («QuickResponse», т.е. «Быстрый отклик»), разработанный в 1994 году Японской компанией Denso WaveInc. Ключевое отличие QR над Data Matrix — умение работать с кана символами японского языка. Штрихкод Data Matrix, в свою очередь, на 30-60% меньше по площади, чем QR, содержащий идентичные данные.
После этого длинного вступления вы задаётесь закономерным вопросом: «И зачем это мне?» Штрихкоды вышли за пределы товарно-денежных отношений. Они могут содержать не только информацию о покупаемой вами шоколадке, но и любые другие данные. Одним из первых популяризаторов двухмерных штрихкодов стал Саймон Вудсайд, написавший на основе Data Matrix приложение Семакод, позволяющее считывать 2D коды с помощью встроенной фотокамеры мобильных телефонов.
Научно-техническая эволюция потихоньку отдаляет реальный мир от виртуального. Всё больше сервисов уходят в Сеть. «Семакод использует двухмерные штрихкоды, как гиперссылки в реальном мире», — сказано на сайте компании. Семакод способен связать физический мир и просторы WWW. К примеру, как вы передадите другу при личной встрече подобную ссылку http://www.google.ru/patents?id=vWJoAAAAEBAJ&dq=2612994, а не при переписке по ICQ? Тут на помощь вам придут штрихкоды. Эта длинная непонятная и незапоминаемая ссылка может приобрести вот такой вид.
Да, для вас она остаётся настолько же непонятной, как и была раньше, но теперь её можно прочесть с помощью встроенной фотокамеры вашего мобильного телефона или КПК, не утруждая себя вбиванием длинного текста ссылки вручную. Вам понадобится только скачать приложение для распознавания штрихкодов (www.reader.kaywa.com, www.i-nigma.com, www.imatrix.lt — для iPhone) и настроить GPRSдля выхода в Интернет, если это понадобится. Подобным образом можно зашифровать ссылки на ваши сайты, блоги, фотографии, тексты, файлы, что угодно. Кроме того, зашифрованная информация не обязательно должна содержать гиперссылку, в ней может быть зашифрована готовая текстовая и цифровая информация: визитная карточка, шаблон СМС с номером адресата, просто секретное послание. Применение этой игрушке может найти каждый, не только парни из сериала Теория большого взрыва.
Достаточно включить фантазию всего на несколько минут, и вы поймёте, что применений у Семакода масса. Небольшая метка, наклеенная на остановке общественного транспорта, поможет узнать, когда придёт следующий автобус. Наклейка около выхода из метро выдаст список ближайших кафе, клубов или кинотеатров. Код на киноафише отсылает к расписанию сеансов фильма в кинотеатрах города. Теперь город может общаться с тобой и давать подсказки. Устроители всяческих современных «казаков-разбойников» и прочих городских квестов получают ещё один интересный инструмент в арсенал игры. В рекламе вообще стартует новая эра. А какой простор открывается для партизанского маркетинга.
Небольшие метки на памятниках и достопримечательностях города могут содержать ссылки на их подробные описания, не портя при этом общий внешний вид. Этот принцип лёг в основу проекта www.semapedia.org. Этимология простая: Semacode + Wikipedia = Semapedia. Статьи свободной онлайновой энциклопедии решили «привязать» к объектам, которые в ней собственно и описаны. Эта идея понравится самостоятельным путешественникам, ведь при таком подходе можно существенно сэкономить на экскурсоводах и путеводителях. Индивидуальные экскурсии теперь стали ещё свободнее и информативнее.
При желании штрихкод может стать интересной деталью вашего имиджа. Нанесите его на футболку, и в клубе больше не придётся перекрикивать громкую музыку, диктуя свой номер телефона. А можно сделать татуировку, в которой будет зашифрован ваш домашний адрес, на случай, если вы напьётесь до состояния полена и вас надо будет куда-то транспортировать из бара.
Изготовить семакод-метку очень просто. Зайдите на сайт www.kaywa.com или www.qr-coder.ru, введите данные, которые желаете зашифровать, сохраните и распечатайте полученное изображение.
Уже в начале 2000 года QR-коды получили широкое распространение в Японии и других азиатских странах. Вы можете найти их на визитках, журналах, газетах, листовках, плакатах, досках объявлений, продуктах питания, сайтах и т. д. В Европе и Америке тоже стараются не отставать.
Главной проблемой популяризации штрихкодов уже давно является не техника. Телефоны с камерами уже давно есть у многих, так же, как и доступ в Интернет. Главная проблема сейчас — внешний вид самих штрихкодов. В этом монохромном минимализме, конечно, тоже что-то есть, но многим подобная мешанина из чёрных и белых пикселей отнюдь не кажется привлекательной. Не стоит отчаиваться, учёные люди не лишены чувства прекрасного. Более эстетически приятное решение предлагают разработчики ShotCode. Их мобильные метки округлы и более симпатичны на вид.
Но и это не вершина инженерной мысли. Японская технология ColorCode способна оперировать цветными метками.
Подобные иконки уже трудно назвать штрихкодами. Они могут быть как отдельной картинкой, так и являться частью полотна большего размера. Дизайнерам в будущем определённо будет над чем поразмыслить. «Наша миссия, — пишут разработчики ShotCode на своём сайте, — сделать мир кликабельным». И миссия, по-моему, достойная.
И фиг отличишь теперь: где признание в любви, а где «Пошёл на..!»
Заряжайте телефоны, мальчики и девочки, поиграемся! А эти метки можете где-нибудь в универе повесить