Ситуация банальна до ужаса: вы забрели в ближайший к дому супермаркет за бутылкой кефира. Кто первым встретит вас при входе? Конечно, охранник! Поскольку охранникам на работе очень скучно, то они очень общительны и иногда могут от скуки даже начать выполнять предписания руководства. Рассмотрим самые распространённые из них.
«Положите сумку в камеру!»
Вам ведь тоже каждый раз так говорят? Но вам хочется всего лишь бутылку кефира, а не тратить время на процесс поиска свободной ячейки, открывания, запихивания, закрывания и всего этого же при выходе. Охранник неуступчив, он всегда прикрывается приказом начальства. Но, дело в том, что закон в этом случае на вашей стороне! Доверяя магазину сумку, вы тем самым заключаете с ним публичный договор безвозмездного хранения вещей в кабинках данного магазина.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Требование «Сдайте сумку или не пущу в магазин!» является как раз принуждением со стороны магазина.
Статья 888 Гражданского кодекса РФ. Исполнение обязанности принять вещь на хранение
1. Хранитель, взявший на себя по договору хранения обязанность принять вещь на хранение (пункт 2 статьи 886), не вправе требовать передачи ему этой вещи на хранение.
И если охранник отказывается вас впустить, нарушается еще одна статья:
Статья 426 Гражданского кодекса РФ. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (…)
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Вот этой статьи:
Статья 445 Гражданского кодекса РФ. Заключение договора в обязательном порядке
4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
А в Распоряжении Департамента потребительского рынка и услуг от 30.05.2003 №31 «Об утверждении методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве» написано:
«Работникам предприятия самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.)».
Также, поскольку магазин при заключении договора купли-продажи принуждает посетителя еще заключать с ним публичный договор хранения вещей, то это предусматривает административную ответственность в соответствии со ст. 14.8 КоАП:
Статья 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение иных прав потребителей
2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Навязывая вместе с продажей товаров обязательное оказание услуги хранения вещей, супермаркет нарушает «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55, где сказано:
Постановление Правительства РФ от19 января 1998г. №55
22. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия. Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.
Это нарушение предусматривает административную ответственность согласно КоАП:
Статья 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Все эти сносочки выступают на вашей стороне. Кто же на стороне магазина? Охранник, который всего лишь хочет прикрыть свою задницу. Любая сумка для него — потенциальная ёмкость для скрывания в ней украденных товаров. Хоть он и не выплачивает из своей зарплаты магазину деньги за каждый украденный сникерс, но нагоняи получает. А это неприятно. И вот он настойчиво продолжает вас упрашивать оставить сумку в камере хранения. Вы уже почти прониклись к нему сочувствием, но на камере наклеена надпись «За сохранность оставленных в камере вещей магазин ответственности не несёт». А такая наглая ложь не может вас не разозлить, ведь:
Приложение к распоряжению Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 30 мая 2003 г. №31
13. Особенности работы предприятия (отдела, секции) самообслуживания.
13.11. Работникам предприятия самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.), при выходе недолжны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (сумки, портфели и др.).
13.12. В соответствии с главой 47 Гражданского кодекса РФ при желании покупателя оставить при входе в торговый зал свои вещи предприятие самообслуживания обязано обеспечить их сохранность независимо от того, удостоверено ли принятие вещи на хранение предприятием торговли выдачей покупателю номерного жетона (номера) или иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение.
И если, магазин отказывается выполнять данное распоряжение, то всё это попахивает самоуправством.
Статья 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Самоуправство
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Всё что вы должны сделать, это предупредить охранника о том, что у вас с собой есть продукты, приобретённые в другом магазине, если таковые имеются.
Приложении к распоряжению Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 30 мая 2003 г. №31
13.13. Покупатели обязаны при входе в торговый зал предприятия самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом предприятии торговли.
Главное для вас — решить, нужна вам сумка в магазине или нет. Если её лень таскать, то действительно, лучше оставить её в камере хранения, ведь магазин в любом случае отвечает за её сохранность, даже при наличии отрицающих это объявлений. Если же вы торопитесь или же вам лень класть свою сумку в камеру хранения, обычно, не вступая в перечисление своих прав, достаточно сказать охраннику, что в сумке у вас очень важные документы или дорогие вещи. Брать на себя ответственность за что-то действительно ценное охранники не любят, потому что тогда приходится работать по-настоящему.
Если же вы пришли в магазин не за покупками, а за торжеством закона, то можете поступить следующим образом:
Во-первых, вызвать администратора и поинтересоваться у него, на каком основании вас принуждают сдать свои вещи.
Во-вторых, оставить запись в «Книге отзывов и предложений» о понуждении вас к сдаче сумки и нарушении действующего законодательства РФ, в частности, Гражданского кодекса, «Правил продажи товаров», Закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов, регламентирующих деятельность предприятий торговли. На запись в книге отзывов должны ответить. Если ответа не последовало, никаких мер принято не было или администрация магазина настаивает на своей правоте, звоните на «горячую линию» Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы по телефонам (495) 694-48-52 или 781-74-38 по будням с 10:00 до 16:00 (обед у них там с 12:00 до 13:00).
В-третьих, если вы решили пожестить по-крупному, можно вызвать сотрудников милиции для составления протокола и возбуждения дела об административном правонарушении по КоАП ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей», ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», ст. 19.1 «Самоуправство».
В следующий раз рассмотрим другие ситуации, которые могут произойти в злосчастном магазине.